Как МТС борется с мошенничеством

В Беларуси участились попытки мошенничества с помощью голосовой связи и мессенджеров

Как распознать мошенников и реагировать на их звонки?

Центр кибербезопасности
Моб.оператор

Злоумышленники придумывают новые схемы для получения личных (персональных) данных и кражи денежных средств с их использованием.

Номера

Злоумышленники, как правило, звонят с иностранных абонентских номеров, используя мессенджеры. Однако имеют место факты звонков с номеров мобильных операторов Республики Беларусь с использованием СИМ-карт, попавших к мошенникам обманным путем.

Кем могут представляться злоумышленники?

Моб.оператор

Сотрудниками мобильных операторов Республики Беларусь

Правоохранительные органы

Сотрудниками правоохранительных органов (Министерство внутренних дел, Следственный комитет и др.)

Банк

Сотрудниками службы безопасности банков (включая Национальный банк Республики Беларусь)

Внимательно!

Главное правило

На звонки с незнакомых иностранных номеров не отвечать! В случае звонка с незнакомого белорусского номера, если возникли малейшие подозрения в его правдоподобности, необходимо завершить разговор. Затем следует перезвонить в банк/отделение милиции/оператору связи на номера, указанные на официальном сайте той или иной организации.

Как злоумышленники воздействуют на вас и побуждают к действиям?

Цитата

«Ваши деньги в опасности!»

Универсальный посыл, попытка убедить, что на вас пытаются оформить или уже оформили кредит, с лицевого счета (мобильного или банковского) происходит (или уже произошло) списание денежных средств или, наоборот, на счет поступили «подозрительные мошеннические» денежные средства, что имущество в опасности (машину украли, квартиру пытаются продать черные риелторы и др.);

Цитата

«Давайте также проверим ваши остальные счета»

Злоумышленники заведомо не знают, где и сколько у вас денег, какое имущество у вас есть. Они перечисляют наугад все варианты!

Цитата

«Вам надо обновить приложение мобильного оператора/Надо проверить ваш телефон или мы вам поможем»

Попытка побудить скачать вредоносное ПО или приложение для удаленного доступа к телефону (по ссылке, в том числе в мессенджере), что позволит злоумышленникам получить доступ к данным, хранящимся в телефоне (личные данные, логины, пароли доступов к банковским приложениям и т.д.);

Цитата

«Мы проводим опрос удовлетворенности работой оператора/банка, ответьте на вопросы, наберите ряд символов на клавиатуре, введите такой-то пароль»

Такая просьба от злоумышленников позволит получить удаленный доступ к системам самообслуживания.

Цитата

«Срочно, важно, быстро, немедленно, оперативно»

Такими словами подталкивают выполнить требования мошенников, создав иллюзию ограниченности времени для принятия решений.

Цитата

«Никому не разглашать, не сообщать третьим лицам, не отвечать на звонки и т.д.»

Давление, нацеленное пресечь ваши попытки проверить полученную информацию.

Цитата

«Нам надо сверить данные»

Попытка выманить персональные данные (личный номер, дату рождения, место прописки и др.), данные о банковских карточках (включая cvv/cvc-код на обороте карточки), о счетах и остатках.

Цитата

«Ваши деньги в опасности!»

Универсальный посыл, попытка убедить, что на вас пытаются оформить или уже оформили кредит, с лицевого счета (мобильного или банковского) происходит (или уже произошло) списание денежных средств или, наоборот, на счет поступили «подозрительные мошеннические» денежные средства, что имущество в опасности (машину украли, квартиру пытаются продать черные риелторы и др.);

Цитата

«Давайте также проверим ваши остальные счета»

Злоумышленники заведомо не знают, где и сколько у вас денег, какое имущество у вас есть. Они перечисляют наугад все варианты!

Цитата

«Вам надо обновить приложение мобильного оператора/Надо проверить ваш телефон или мы вам поможем»

Попытка побудить скачать вредоносное ПО или приложение для удаленного доступа к телефону (по ссылке, в том числе в мессенджере), что позволит злоумышленникам получить доступ к данным, хранящимся в телефоне (личные данные, логины, пароли доступов к банковским приложениям и т.д.);

Цитата

«Мы проводим опрос удовлетворенности работой оператора/банка, ответьте на вопросы, наберите ряд символов на клавиатуре, введите такой-то пароль»

Такая просьба от злоумышленников позволит получить удаленный доступ к системам самообслуживания.

Цитата

«Срочно, важно, быстро, немедленно, оперативно»

Такими словами подталкивают выполнить требования мошенников, создав иллюзию ограниченности времени для принятия решений.

Цитата

«Никому не разглашать, не сообщать третьим лицам, не отвечать на звонки и т.д.»

Давление, нацеленное пресечь ваши попытки проверить полученную информацию.

Цитата

«Нам надо сверить данные»

Попытка выманить персональные данные (личный номер, дату рождения, место прописки и др.), данные о банковских карточках (включая cvv/cvc-код на обороте карточки), о счетах и остатках.

Что важно знать

Мессенеджеры

Сотрудники мобильных операторов не звонят с использованием мессенджеров, не используют номера иностранных операторов, не требуют изменить пароли.

Правоохранительные органы

Сотрудники правоохранительных органов не звонят гражданам, используя мессенджеры, не используют номера иностранных операторов, не предлагают участие в поимке виртуальных преступников по телефону, не высылают фотографии своих удостоверений и не показывают их на видео.

Обслуживание

Сотрудник банка не знает информацию об обслуживании в другом банке, не предложит назвать номер банковской карты и не потребуют сведений об остатке на счете.

Персональные данные

Уточнение персональных данных не происходит по телефону (с помощью фото паспорта) и может быть произведено только при личном посещении офисов банка, мобильного оператора, органов внутренних дел и т.д.

Внимание

Все звонки, поступающие через мессенджеры, с иностранных номеров и от неизвестных лиц требуют повышенного внимания.

Мессенеджеры

Сотрудники мобильных операторов не звонят с использованием мессенджеров, не используют номера иностранных операторов, не требуют изменить пароли.

Правоохранительные органы

Сотрудники правоохранительных органов не звонят гражданам, используя мессенджеры, не используют номера иностранных операторов, не предлагают участие в поимке виртуальных преступников по телефону, не высылают фотографии своих удостоверений и не показывают их на видео.

Обслуживание

Сотрудник банка не знает информацию об обслуживании в другом банке, не предложит назвать номер банковской карты и не потребуют сведений об остатке на счете.

Персональные данные

Уточнение персональных данных не происходит по телефону (с помощью фото паспорта) и может быть произведено только при личном посещении офисов банка, мобильного оператора, органов внутренних дел и т.д.

Внимание

Все звонки, поступающие через мессенджеры, с иностранных номеров и от неизвестных лиц требуют повышенного внимания.

Внимательно!

Телефон в современном мире – универсальная точка доступа к важной личной информации, включая данные о банковских счетах, карточках, логинах, паролях, кодах авторизации, SMS-подтверждениях и др. Не предоставляйте доступ к гаджету третьим лицам, не переходите по подозрительным ссылкам, не изменяйте пароли к системам самообслуживания по просьбе и под контролем звонящих, не скачивайте и не устанавливайте приложения по требованию незнакомых лиц!

Что необходимо предпринять, если поступил звонок от мошенников?

  1. Максимально быстро завершить разговор, чтобы не втянуть себя в длительные переговоры с преступниками.

  2. Обратиться в организацию, сотрудником которой представился звонящий, по номеру на официальном сайте либо к оператору мобильной связи, чтобы уточнить факт звонка.

  3. Обратиться в ближайшее отделение милиции или позвонить по номеру 102 и сообщить о попытке мошеннических действий.

Внимательно!

Внимательность и соблюдение правил личной и информационной безопасности помогут себя защитить.